Навстречу юбилею…

В апреле 2022 года Городской Дворец культуры города Назарово отметит своё 65-летие. За спиной взлеты, победы и творческие достижения, впереди – новые горизонты и покорение новых вершин творчества, сохранение и укрепление традиций. Сегодня в коллективе работает более 50 специалистов – это творческая команда, которая создаёт праздники, сказки и зрелищные мероприятия! В юбилейный творческий сезон нам хочется рассказать побольше о тех, кто дарит людям тепло, любовь и радость.

Этому событию будет посвящён цикл статей. Сегодня мы расскажем о жизни и творчестве дирижёра Народного духового оркестра – Александра Никитича Грустнёва.

Александр Никитич, расскажите, пожалуйста, как появился ваш интерес к духовой музыке? С чего начался ваш творческий путь?

— Мне было 8 лет, когда я впервые услышал духовой оркестр. И это был оркестр из клуба «Шахтер», поскольку наш Дворец культуры ещё не был сдан в эксплуатацию. Тогда меня очень заинтересовало звучание разных инструментов, каждый из которых играл что-то свое (т. е. свою партию), а от совместной игры у меня, помню, даже по спине мурашки пробежали. Спустя два года меня приняли в пионеры и предложили стать школьным горнистом. Интересно то, что на горне я, практически сразу же по слуху, проиграл простенький «Пионерский марш». В 1959 году я записался в фотокружок в нашем ДК и часто слушал выступление духового оркестра, в составе которого были только взрослые музыканты. Вскоре в стенах Дворца был организован детский струнный оркестр народных инструментов. Я записался в него, но через 2-3 репетиции понял, что это не для меня.  Осенью 1961 года в школе №3, где я учился, появились новенькие инструменты на малый смешанный состав. Был создан первый в нашем городе школьный духовой оркестр. Я, как горнист, сразу же поступил в этот коллектив и выбрал трубу. Учитель пения М. А. Токаревский, бывший военный музыкант, стал обучать ребят нотной грамоте и приёмам игры на инструментах, причем очень успешно, поскольку уже через 7 месяцев, 1 мая, школа вышла на городскую праздничную демонстрацию со своим оркестром. Летом 1962 года в ДК был организован детский духовой оркестр под руководством В. М. Татаринцева, куда я записался. Примерно через полгода дирижер взрослого оркестра А. А. Байзаров пригласил меня поиграть в его составе партию 2-го альта, однако месяца через три он «пересадил» меня сначала на партию 2-го корнета, а чуть позже — на 1-й корнет. Таким образом, до окончания средней школы в 1965 году мне пришлось играть в двух оркестрах.

Затем я учился в Красноярске, где играл в различных духовых оркестрах и студенческих эстрадных ансамблях. Репертуар в ансамбле должен был постоянно обновляться, а для этого требовались новые аранжировки новых пьес, которые в то время достать было, практически, невозможно. Поэтому мне пришлось заняться инструментовкой, изучать гармонию, гитарные значки и т. п. Когда осенью 1970 года я вновь вернулся в Назарово, то первым делом пришел в ДКУ, официально тогда принадлежащему разрезу, в знакомый любительский духовой оркестр. Здесь я играл до 1992 года, иногда по просьбе дирижеров писал аранжировки некоторых пьес, поскольку в 1973 году закончил Московский народный университет им. Крупской по инструментовке в классе Л. Н. Щахалова.

-Как известно, вы с самого начала являетесь бессменным руководителем духового оркестра.  Трудно ли было создавать духовой оркестр в нашем городе?

-В «лихие 90-е» в ДК оркестра не было. Мысль о его возрождении возникла в 2001 году и на её осуществление ушло 2 года невероятных усилий в поисках остатков назаровских духовиков, убеждения руководства ДК и городского отдела культуры в необходимости проведения этого организационного мероприятия и, главное, нахождение источника финансирования для покупки инструментов и костюмов для состава будущего оркестра.

— Расскажите о вашем первом выступлении? Как отреагировали назаровцы?

-Признаюсь, что я точно не помню всех подробностей нашего первого выступления, но состоялось оно на сцене Дворца культуры в 2004 году после многочисленных репетиций, в сборном концерте, посвященном празднику Международному женскому Дню. После концерта состоялись танцы в фойе, где многие зрители с удовольствием танцевали под нашу музыку.

— Ваш оркестр состоит из людей разных профессий и разных возрастов. Как вы находите с ними общий язык?

— Духовой оркестр — коллективное образование, целью деятельности которого является постоянное стремление к достижению лучшего звучания. Если в оркестре нет взаимопонимания, цель эту достичь трудно. Перефразируя известную поговорку можно сказать: духовик духовика видит издалека. Так что музыкант-духовик не прозвание, а состояние души. Те, кто думал иначе, уже не играют в нашем оркестре.

— Любой желающий может научиться игре на духовом инструменте?

— В принципе, стать духовиком может любой человек, обладающий музыкальным слухом и чувством ритма. Только у этого ученика должны присутствовать огромное желание освоить приемы игры на инструменте, настойчивость и усидчивость при проигрывании ежедневных длительных упражнений. Правильность дыхания должна быть доведена до автоматизма. Необходимым атрибутом любого духовика является наличие опыта игры в оркестре или в ансамбле. Мы всегда рады видеть и принимать новых участников в нашем коллективе, если только они готовы трудиться и стремиться к совершенству в игре на духовых инструментах.

Александр Никитич, скажите, откуда вы черпаете вдохновение?

— Мне кажется, что вдохновение нужно тем, кто сочиняет музыку, т. е. композиторам. Моя работа заполнена обычными рутинными заботами по организации репетиционного процесса, составлению программ и подготовкой нот для организации мероприятий, запланированных руководством ГДК,  а также постоянными корректировками ранее написанных партитур в связи с колебаниями в составе оркестра.

— Есть ли у вас любимый композитор?

— В репертуарном портфеле нашего оркестра насчитывается более 200 произведений разного жанра: обработки народных песен, традиционные марши, классика, пьесы танцевального и джазового характера, написанные известными отечественными и зарубежными композиторами. Отдать предпочтение кому-либо очень трудно, поскольку наш оркестр всегда старается играть самые лучшие произведения этих авторов.

Народный духовой оркестр имеет множество наград. А какая для вас самая ценная?

—  Для меня самой ценной наградой является завоевание оркестром диплома 1 степени на Межрегиональном фестивале «Зеленогорские фанфары» (это было в 2006 году), когда наш никому не известный коллектив был признан как один из лучших на пространстве от Омска до Иркутска.

— В заключении несколько слов о планах на будущее. Какие сюрпризы ожидают назаровскую публику?

—  Планы, конечно, имеются, но говорить о них не буду. Боюсь «сглазить».

— В этом году Дворец культуры отпразднует свой юбилей, 65 лет со дня основания. Что вы пожелаете вашим коллегам?

—  Всем коллегам, руководителям творческих коллективов нашего Городского Дворца культуры желаю удачи в осуществлении всех своих творческих задумок, достижения новых высот и осуществления всех планов!

Навстречу юбилею… Навстречу юбилею… Навстречу юбилею… Навстречу юбилею… Навстречу юбилею…