Навстречу юбилею…

В апреле 2022 года Городской Дворец культуры города Назарово отметит своё 65-летие. Сегодня в коллективе работает более 50 специалистов – это творческая команда, которая создаёт праздники и зрелищные мероприятия! В юбилейный творческий сезон нам хочется рассказать побольше о тех, кто дарит людям тепло, любовь и радость.

Сегодня разговор о жизни и творчестве с Оксаной Викторовной Соколовой — руководителем Образцовой студии музыкального развития «Школа виртуозов».

— Оксана Викторовна, расскажите, с чего все началось? Как вы пришли в музыку?

— Всё начинается с детства. Помню себя в 5 лет, когда каждое утро бежала с радостью в детский сад, потому что там был очень вкусный компот и интересные музыкальные занятия. Большие выразительные глаза и звонкий голос Светланы Фёдоровны, музыкального руководителя, я и сейчас узнала бы из тысячи других. В 7 лет, наш отец, военный по профессии, горячий поклонник «Полонеза» Огинского записал нас с сестрой в музыкальную школу. Однажды, наша мама, которая очень любила петь, попросила меня подобрать на пианино свою любимую песню Яна Френкеля «Для тебя». Я наотрез отказалась, ведь я не умела этого делать. Мама покачала головой, и на глазах её я увидела слёзы. Долго я мучила своё пианино, мама раз сто напевала мне мелодию, но ничего не получалось. Мне так хотелось для мамы сыграть чисто её любимую мелодию! Счастью не было предела, когда всё получилось! С тех пор, любую песню я могла подобрать с лёгкостью. Так совершенствовался мой слух.

А на уроки сольфеджио в музыкальной школе я ходила очень редко после того, как получила свою первую оценку. Это была жирная двойка в дневнике за ноту – соль. Долгие три года в муз.школе на всех уроках я молчала, страх сковывал меня. «Оттаяла» я благодаря любимой Татьяне Сергеевне Демченко, которая не только обучала нас игре на фортепиано, но и помогала по сольфеджио, устраивала увлекательные музыкальные классные часы, проявляя чудеса терпения, доброты и сердечности. Всегда хотела быть на неё похожей, всегда думаю о ней с благодарностью.

Вот уже более 36 лет я работаю с детьми, и, накопив свой опыт музыкальной педагогики, могу утверждать, что я в музыке и музыка во мне только благодаря Татьяне Сергеевне, замечательному педагогу и удивительному человеку. Спустя много лет встретились мы с Татьяной Сергеевной как-то на педагогических чтениях. Увидев меня в деятельности, она сказала: «Ох, сгоришь ты, Оксана, на работе!». Я посчитала это комплиментом. В работе с детьми, равнодушие, холодность, формализм считаю минусом профессионализма. Общение с детьми должно быть окрашено добротой и любовью, даже при высокой требовательности педагога.

— При каких обстоятельствах у вас родилась идея открытия студии музыкального развития? Как родилась студия?

— Восемь лет назад, я, после многих лет работы в муз.школе, перешла работать в детский сад. Уход был неожиданным для всех, болезненным для меня, и особенно, для моих учеников. Бросить целый класс из 12 учеников, которые вслед за мной покинули муз.школу, я не могла. Вот тогда и возникла идея создания музыкального кружка. Спасибо Ирине Анатольевне Гололобовой, которая согласилась принять нашу «музыкальную компанию». Она же предложила создать студию музыкального развития. Название «Школа виртуозов» придумали сами дети. Они хотели стать виртуозами. Я была готова их учить. Несмотря ни на что, мы все с увлечением занимались любимым делом. 1 ноября 2013 года считаем днём рождения нашей, теперь уже образцовой студии музыкального развития «Школа виртуозов».

— Оксана Викторовна, вы трудоголик… приходите на работу раньше всех, а уходите позже. Откуда черпаете энергию и силы для такого количества детей? А у вас их почти 50!

— Учеников у меня много. Каждый из них нуждается в моём педагогическом внимании, каждому нужно подобрать учебный и концертный репертуар, стратегию и тактику обучения. Учусь на собственных ошибках, переживаю молча неудачи. Хронически ворчу на своих подопечных, все-таки недостаточно усердно занимаются! Но знаю, в самый важный момент они найдут самое верное решение, не остановятся на трудном пассаже, даже если пальцы запутаются, сочинят новое окончание пьесы, если вдруг забылось, что там сочинил Бетховен и Моцарт….и будут улыбаться, даже если дрожат как зайчики от волнения.

— Все ли дети могут учиться музыке? Нужны ли для этого какие-то особые способности?

— Учиться музыке, я думаю, могут все. Чтобы играть на фортепиано, особого музыкального слуха и выдающихся возможностей можно не иметь, если пределом мечтаний будет исполнение любимой мелодии одним пальчиком. Профессиональный уровень исполнения – это сложный интеллектуальный труд, сочетающий игру воображения (создание музыкального образа) и почти цирковое искусство скорости и точности исполнение (музыкальная техника). Это требует специального музыкального мышления, усилий воли и много времени. И без слуха не обойдёшься, и без ритмического чувства. Но все эти способности развиваются в деятельности. Чем больше занимаешься, тем больше результат. Было бы желание!

— В этом году состав студии пополнилась новыми участниками. Теперь ваши уроки посещают не только дети, но и взрослые. Расскажите про это.

— Родители самых маленьких и самых робких виртуозов всегда помогают своему ребёнку в первый раз выйти на сцену, а если нужно и подыграть ему не сложный аккомпанемент. Взрослые быстро обучаются, с охотой выступают. Но одно дело – подыграть малышу, а другое – составить ансамбль «опытным» виртуозам. Здесь понадобятся системные занятия. Самые смелые мамы (папы пока наблюдают) приступили нынче к серьёзным занятиям на фортепиано. Упражнения, пьесы, нотная грамота, репетиции – всё как нужно виртуозам! Ответственные, трудолюбивые, настойчивые мамы радуют меня своими успехами. У детей новые заботы, они консультируют мам, помогают. «Мама, ты не забыла подготовиться к уроку?» или «Что-то ты, мамочка, маловато позанималась!» — теперь «острят» детки. Жаль времени не хватает на всех. А затея интересная и полезная на мой взгляд.

— За 8 лет существования студии сколько музыкантов выпустилось? Расскажите о них.

— Полный курс обучения закончили 5 человек. Из них четверо стали студентами Красноярского колледжа искусств им. Иванова-Радкевича: Маргарита Лычко, Диана Ткач, Елизавета Муравьёва, Анастасия Саяпина. Лауреаты международных конкурсов, наши девчонки успешно учатся. У нас возможно ускоренно-сокращённое обучение. Нередко к нам приходят выпускники музыкальной школы совершенствовать своё мастерство или подготовиться к поступлению в музыкальный колледж. Но, даже не мечтая о музыкальной карьере, большинство наших виртуозов серьёзно учатся, радуют всех своими концертными выступлениями и, надеюсь, будут музицировать в дальнейшей жизни. Как, например, наша выпускница 2020 года Екатерина Прокудина. Невероятно музыкальная, одарённая, не только как пианистка, она выбрала далёкую от музыки специальность. Но когда мы встречаемся, непременно играем! Мы с ней «музыкальные родственники», восхищаемся или удивляемся одинаково гармониям и мелодиям, «шалим и хулиганим».

— В этом году Дворец культуры отпразднует свой юбилей, 65 лет со дня основания. Что вы пожелаете вашим коллегам, ученикам?

— Всем желаю новых творческих побед, оригинальных идей, неиссякаемой энергии. Будьте здоровы, дорогие коллеги, и все мои ученики!

Навстречу юбилею…